Жизнь в поселке Соловецкий.
Jul. 21st, 2010 03:12 am![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

Первыми постоянными жителями этих суровых мест были, по видимому, святые Герман и Савватий (1429 г.) Поселение на Большом Соловецком острове, в котором люди жили круглый год, появилось в середине XV века. Это был монастырь, созданный преподобным Зосимой. На долгое время единственными постоянными жителями острова стали иноки. Мирских жителей на островах не очень жаловали, существует даже легенда, по которой в районе Секирной горы два ангела высекли жену рыбака, дерзнувшего поселиться на острове. После этого события рыбацкая семья с острова удалилась, и до 20 годов ХХ века на острове проживали лишь монахи, трудники и богомольцы, приезжавшие поклониться северной обители. Другого постоянного "гражданского" населения на острове до печальных событий лагерей особого назначения не было. А легенда про жену рыбака была названа "соловецким чудом". Вот что значит "добро должно быть с кулаками":-) Поселок же появился здесь после страшных лет СЛОНА, в 1939 году тюрьму ликвидировали и архипелаг был передан Северному флоту, на островах был организован учебный отряд. В 1942—1945 годах на островах функционировала школа юнг. А в 1944 году немногочисленными жителями острова был организован островной совет. Но только в 1987 году населённый пункт на архипелаге получил официальное название «посёлок Соловецкий». Сейчас же поселок официально зовется "Соловецким сельским поселением" и включает в себя 11 населенных пунктов на Соловецких островах.
Местных жителей на острове около 1000 человек. В основном народ занимается туристическим бизнесом да рыболовством, "поселкообразующее предприятие" - Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Те, кто не работают в музее, сдают комнаты туристам, занимаются прокатом велосипедов, продажей сувениров. Но несмотря на такую туристическую специфику, народ там очень добрый и открытый. Пожалуй, мне хочется туда возвращаться в основном из-за теплой и светлой атмосферы общения на острове... Все знакомы друг с другом, дома не закрываются впринципе, за сохранность оставленных где-нибудь вещей можно не беспокоиться, их никто не возьмет! Давление РПЦ и монастыря на местных жителей, даже если по чьему-то мнению присутствует, нам было совершенно незаметно (еще больше мы в этом убедились после посещения Валаама). Мне показалось, что монастырь и миряне существуют в разных измерениях тут, соприкасаясь только по необходимости, без острых конфликтов. Вольно путешествующим туристам типа нас на острове были везде рады, не пытались препятствовать нашему всеобщему любопытству, а только его всячески удовлетворяли. Пожалуй таких интересных и ярких экскурсий, как на Соловках, я уже давно нигде не слышала!
На Соловках мы решили поселиться в частном секторе. Еще из Москвы Антон списался по интернету с местной жительницей, которая обещала сдать нам комнату за 500р с носа за ночь. Прибыв на остров и найдя там ту самую тетушку, мы обнаружили, что в ее бухгалтерии произошла некая накладка, и наша комната уже занята. Но мы даже не успели расстроиться, пока нашлась другая хозяйка с отдельной летней кухней-сарайчиком прямо напротив Тамариного причала Умывальник располагался во дворе, помыться негде, а удобства были с видом на автостанцию, т.к. дверь в туалет хозяева поставить еще не успели:-). Однако, в сарайчике даже были замечены печка и телевизор, который умел показывать футбол. До монастыря от нашего жилища было около 10 минут ходьбы. Такого обретенного уюта на три дня нам было вполне достаточно!
На фотографии коридорчик, ведущий в нашу комнату в сарае.
Архитектура жилых построек на острове не блещет оригинальностью. В основном это дома, сооруженные во времена базирования на острове Северного морского флота, однако лагерные бараки и административные здания лагерного периода тоже местами неплохо сохранились. Например, в одном из бараков на ул. Заозерная находится музей СЛОНа, в другом идентичном работает магазин РайПО, в третьем расположилось самое популярное кафе на острове «Кают-компания», еще несколько строений являются частным сектором или используются как музейное общежитие. (этот район построенный для обслуживавшего персонала СЛОНа называется тут «рабочий поселок»). Хотя многим домам уже очень немало лет и они выглядят неприглядно, но бедным и "депрессивным" это место назвать трудно. Даже те дома, которые кажутся совсем аварийными, жители пытаются поддерживать в достойном состоянии как могут своими силами. Видимо от того, что перспективы улучшения жилищных условий тут очень туманны.
Огороды на острове не блещут богатством растительности. По рассказам местных, выращиваются в основном корнеплоды. Фруктовых деревьев замечено вообще не было, правда учитывая обилие ягод в лесу, затраты на их содержание там, вероятно, неоправданы.
И вот такие постройки-землянки на острове тоже встречаются. Жилое оно исторически или хозяйственное даже как-то и непонятно.
Водное сообщение острова с большой землей возможно только в теплое время года. Белое море зимой не замерзает намертво, и обилие плавающих льдин превращает хождение кораблей в смертельно опасное занятие. Так что зимой на Соловки можно добраться только самолетом из Архангельска и Петрозаводска(?). Однако, и воздушное сообщение тоже сильно зависит от погодных условий. Сильный ветер, высокая облачность, низкая видимость и другие природные явления могут отрезать острова от материка на неопределённое время.
Летом же кроме самолета есть регулярный теплоход "Василий Косяков". Мы долго гадали, кто же этот "человек и пароход" пока не добрались до интернета. Оказалось, что он архитектор, создавший в частности Морской собор в Крондштате. Теплоход приходит на Тамарин причал каждый день в 10.30 утра. (как свидетельствует современное предание, Тамарин причал назвал именем своей жены прораб, руководивший его строительством в 1980-е гг.).
Кроме Тамариного причала функционирует еще и гавань в бухте Благополучия прямо напротив монастыря, но она достаточно мелкая, поэтому только местные мореходы обладающие определенной сноровкой, чтобы успешно обойти в ней все мели, многочисленные островками и луды, могут благополучно причалить. Большое судно в эту бухту просто не попадет, а маленькие катера к Заяцким островам, успешно уходят в море именно оттуда. В центре бухты поставлен крест для обозначения одной из мелей и приветствия путников, прибывающих на остров. Крест является копией (хотя и неточной) дореволюционного и изготовлен в 2002 году в местной кресторезной мастерской (находится в здании бывшей Соловецкой биологической станции на Сельдяном мысу, на фотографии здание с зеленой крышей).
Еще на берегу бухты Благополучия стоит любопытная часовня увенчанная микроскопическим крестом. Ее историю я, к сожалению, не знаю.
На острове много разной живности, при этом почти все козочки и коровы принадлежат монастырю. Очень много разных кошек, но о них в следующих сериях:-)
Про дороги на острове я уже немного рассказала. К счастью они не все такие, как на Большую Муксалму. В поселке даже есть "бетонка" от Тамариного причала до монастыря, а асфальта нету вообще. При этом по местным дорогам водители умудряются гонять с нехилой скоростью, мы только успевали порой отскочить с "проезжей части". Автомобилей на острове в общем-то немало.
Распорядок дня тут весьма специфичен, например магазины в большинстве своем работают с 8-9.00 до 2-3.00 ночи. Некоторые музеи открываются в 15.00, закрываются поздним вечером. Пожалуй ничем кроме белых ночей я это объяснить не могу...
В поселке есть больница, поликлиника, аптека, библиотека, отделение милиции, местная администрация, и все это располагается в одном двухэтажном здании (когда-то, видимо, это здание целиком было больницей).
Есть в Соловецком школа и детский сад для 100 детей, проживающих на острове. Оба заведения вполне симпатичные.
Жизнь поселка невозможно представить без Белого моря...
Ну и без Соловецкого монастыря, конечно...
При написании этого поста я использовала материалы с Википедии и с сайта http://solovki.info/?